Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов -- то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе.

Театральный проезд (1931)

Рядом со мной, у входа в Малый театр, сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал "Волки и овцы". На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далекое прошлое.

К подъезду Малого театра, утопая железными шинами в несгребенном снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями паклей шапке, с подвязанной щекой. Он чмокал, цыкал, дергал веревочными вожжами пару разномастных, никогда не чищенных "кабысдохов", из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слезный романс:

 

Были когда-то и вы рысаками

И кучеров вы имели лихих...

 

В восьмидесятых годах девственную неприкосновенность Театральной площади пришлось ненадолго нарушить, и вот по какой причине.

Светловодная речка Неглинка, заключенная в трубу, из-за плохой канализации стала клоакой нечистот, которые стекали в Москву-реку и заражали воду.

С годами труба засорилась, ее никогда не чистили, и после каждого большого ливня вода заливала улицы, площади, нижние этажи домов по Неглинному проезду.

Потом вода уходила, оставляя на улице зловонный ил и наполняя подвальные этажи нечистотами.

Неглинная улица (наводнение 1908)

Так шли годы, пока не догадались выяснить причину. Оказалось, что повороты (а их было два: один -- под углом Малого театра, а другой -- на площади, под фонтаном с фигурами скульптора Витали) были забиты отбросами города.

Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

Карта

 

Отмечено на карте:

green
...один -- под углом Малого театра...
dark_blue
...а другой -- на площади, под фонтаном с фигурами скульптора Витали...
  ....где теперь в недрах незримо проходит метро...(Сокольническая линия)
  река Неглинная
  Неглинный проезд. (Неглинная улица)

 

Начали перестраивать Неглинку, открыли ее своды. Пришлось на площади забить несколько свай.

Поставили три высоких столба, привезли тридцатипудовую чугунную бабу, спустили вниз на блоке -- и запели. Народ валил толпами послушать.

 

Эй, дубинушка, ухнем,

эй, зеленая, подернем!..

 

Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьет по свае.

Чем больше собирается народу, тем оживленнее рабочие: они, как и актеры, любят петь и играть при хорошем сборе.

Запевала оживляется,-- что видит, о том и поет. Вот он усмотрел толстую барыню-щеголиху и высоким фальцетом, отчеканивая слова, выводит:

 

У барыни платье длинно,

Из-под платья...

 

А уж дальше такое хватит, что барыня под улюлюканье и гоготанье рада сквозь землю провалиться. А запевала уже увидал франта в цилиндре:

 

Франт, рубаха -- белый цвет,

А порткам, знать, смены нет.

 

И ржет публика, и все прибывает толпа. Артель утомилась, а хозяин требует; -- Старайся, робя, наддай еще!

Встряхивается запевала и понаддает:

 

На дворе собака брешет,

А хозяин пузо чешет.

 

Толпа хохочет...

-- Айда, робя, обедать.

"Дубинушку" пели, заколачивая сваи как раз на том месте, где теперь в недрах незримо проходит метро.

Театральная площадь (1910-1915) 

В городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. Сами "отцы города" чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит...

-- Только разворуют, толку не будет. А какой-то поп говорил в проповеди:

-- За грехи нас ведут в преисподнюю земли. "Грешники" поверили и испугались.

Да кроме того, с одной "Дубинушкой" вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.

Предыдущая глава 

 Следующая глава